• О нас
  • Новости
  • ...
    МО, г. Химки, Куркинское шоссе, стр. 2, БЦ «Аэросити»
    +7 (925) 360-09-95
    Заказать звонок
    Ландшафтное бюро Юлии Наместниковой
    О НАС
    • О компании
    • Рост компании
    • Дипломы и сертификаты
    • Партнеры
    • Сотрудники
    • Отзывы
    • Вакансии
    ПОРТФОЛИО
    • Реализованные проекты
    • Визуализации проектов
    • Общественные пространства
    • TV
    • Выставки / Конкурсы
    • Блог
    • Мы в СМИ
    УСЛУГИ
    • Ландшафтное проектирование
      • Предпроектные изыскания
      • Эскизное проектирование
      • Рабочее проектирование
      • Вертикальной планировки
      • Дренажная система и ливневая канализации
      • Автоматический полив
      • Ландшафтное освещение
      • Визуализация
      • Дендроплан
    • Комплексные работы
      • Сад "под ключ"
      • Консультация специалиста
    • Благоустройство
      • Геопластика
      • Мощение дорожек и площадок
      • Устройство водоёмов
      • Малые архитектурные формы
    • Озеленение
      • Посадка деревьев и кустарников
      • Устройство цветников
      • Посадка луковичных растений
      • Устройство газона
    • Уход за участком
      • Стрижка растений
      • Уход за травянистыми растениями
      • Уход за газоном
      • Обработка от вредителей и болезней
      • Укрытие растений
    КОНТАКТЫ
      Ландшафтное бюро Юлии Наместниковой
      Меню  
      • О НАС
        • О компании
        • Рост компании
        • Дипломы и сертификаты
        • Партнеры
        • Сотрудники
        • Отзывы
        • Вакансии
      • ПОРТФОЛИО
        • Реализованные проекты
        • Визуализации проектов
        • Общественные пространства
        • TV
        • Выставки / Конкурсы
        • Блог
        • Мы в СМИ
      • УСЛУГИ
        • Ландшафтное проектирование
          • Предпроектные изыскания
          • Эскизное проектирование
          • Рабочее проектирование
          • Вертикальной планировки
          • Дренажная система и ливневая канализации
          • Автоматический полив
          • Ландшафтное освещение
          • Визуализация
          • Дендроплан
        • Комплексные работы
          • Сад "под ключ"
          • Консультация специалиста
        • Благоустройство
          • Геопластика
          • Мощение дорожек и площадок
          • Устройство водоёмов
          • Малые архитектурные формы
        • Озеленение
          • Посадка деревьев и кустарников
          • Устройство цветников
          • Посадка луковичных растений
          • Устройство газона
        • Уход за участком
          • Стрижка растений
          • Уход за травянистыми растениями
          • Уход за газоном
          • Обработка от вредителей и болезней
          • Укрытие растений
      • КОНТАКТЫ
      Заказать звонок
      +7 (925) 360-09-95
      Ландшафтное бюро Юлии Наместниковой
      • О НАС
        • Назад
        • О НАС
        • О компании
        • Рост компании
        • Дипломы и сертификаты
        • Партнеры
        • Сотрудники
        • Отзывы
        • Вакансии
      • ПОРТФОЛИО
        • Назад
        • ПОРТФОЛИО
        • Реализованные проекты
        • Визуализации проектов
        • Общественные пространства
        • TV
        • Выставки / Конкурсы
        • Блог
        • Мы в СМИ
      • УСЛУГИ
        • Назад
        • УСЛУГИ
        • Ландшафтное проектирование
          • Назад
          • Ландшафтное проектирование
          • Предпроектные изыскания
          • Эскизное проектирование
          • Рабочее проектирование
          • Вертикальной планировки
          • Дренажная система и ливневая канализации
          • Автоматический полив
          • Ландшафтное освещение
          • Визуализация
          • Дендроплан
        • Комплексные работы
          • Назад
          • Комплексные работы
          • Сад "под ключ"
          • Консультация специалиста
        • Благоустройство
          • Назад
          • Благоустройство
          • Геопластика
          • Мощение дорожек и площадок
          • Устройство водоёмов
          • Малые архитектурные формы
        • Озеленение
          • Назад
          • Озеленение
          • Посадка деревьев и кустарников
          • Устройство цветников
          • Посадка луковичных растений
          • Устройство газона
        • Уход за участком
          • Назад
          • Уход за участком
          • Стрижка растений
          • Уход за травянистыми растениями
          • Уход за газоном
          • Обработка от вредителей и болезней
          • Укрытие растений
      • КОНТАКТЫ

      Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)

      Заказать проект Задать вопрос

      Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      Заказать проект
      Задать вопрос
      Поделиться


      Фотогалерея
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)
      • Международный научный журнал - Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2020 (1). Велосипедное движение в ботанических садах: здоровый образ жизни или столкновение социальных интересов (на примере ГБС РАН)

      Аннотация. В Главном ботаническом саду им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) в рамках московского городского проекта проложили сеть велосипедных дорожек. Современная тема здорового образа жизни горожан и комфортной среды - велодвижение. Внедрение вело-инфраструктуры в систему города, создание маршрутов, стоянок и проката велосипедов, а также меры, позволяющие использование велосипеда в сочетании с общественным транспортом - малая доля происходящих изменений. Власти строят и размечают велодорожки в городских пространствах, такие изменения коснулись и ГБС РАН. Для многих людей, живущих рядом с садом, большой зеленый массив стал местом кратковременного отдыха, прогулок с детьми, езды на велосипеде, спортивных пробежек и транзитного прохода, они гуляют здесь ежедневно, их мало интересует научная значимость и познавательная сторона учреждения. 

      Несмотря на то, что существует разный организационный подход к вопросу велосипедного движения в ботанических садах, везде, где велосипедисты допускаются на территорию, их движение строго регламентируется. Ботанический сад проектировался и строился очень известными специалистами. Каждый этап проектирования экспозиций проходил через глубокий анализ ситуации, обосновывался и согласовывался. В случае введения велосипедного движения этого не происходило. При существующем варианте велосипедно-пешеходного движения существенно снижены безопасность посетителей, и как результат, меняется общественное мнение в сторону негатива, а ботанический сад не может полноценно выполнять свои просветительные функции. 

      Ключевые слова: велодвижение, ботанический сад, коллекции растений, безопасность, рекреации, посетители, пешеходы.

      Город Москва меняется со стремительной скоростью. Меняются общественные пространства в пользу пешеходов и велосипедистов. Современная тема здорового образа жизни горожан и комфортной среды - велодвижение. Внедрение вело-инфраструктуры в систему города, создание маршрутов, стоянок и проката велосипедов, а также меры, позволяющие использование велосипеда в сочетании с общественным транспортом - малая доля происходящих изменений. Власти строят и размечают велодорожки в городских пространствах, изменения коснулись и Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН).

      ГБС РАН - один из крупнейших садов Европы, он занимает 328 га, и расположен на северо-востоке Москвы. На протяжении 70 лет он является частью зеленого каркаса города и важнейшим средообразующим объектом для прилегающих районов. Ни одна из частей ботанического сада никогда не застраивалась, поэтому несмотря на выросшие вокруг жилые кварталы, сохранилась не только уникальная заповедная дубрава на его территории, но и пойменные луга малых рек, почвы, богатый животный мир (Ландшафтная архитектура Главного Ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН, С. 5, 2015). Вокруг ГБС РАН за эти годы кольцом сформировались спальные районы Москвы.

      Из данных таблицы видно, что самое значительное увеличение населения произошло в районе Отрадное, Марфино, Свиблово - наиболее близко расположенные к ботаническому саду. В среднем в пяти районах СВАО, расположенных близко к Главному ботаническому саду РАН, население увеличилось более чем на 48 тысяч человек за последние 17 лет, резкий скачек увеличения численности произошел в 2016 году. Соответственно резко увеличилось и количество посетителей в ботанический сад.

      Для многих людей, живущих рядом с ГБС РАН большой зеленый массив стал местом кратковременного отдыха, прогулок с детьми, езды на велосипеде, спортивных пробежек и транзитного прохода, они гуляют здесь ежедневно, их мало интересует научная значимость и познавательная сторона учреждения. Дорожная сеть давно уже не соответствует образовавшимся потокам посетителей, что привело к образованию стихийных дорог через коллекционные насаждения (Голосова, 2015).

      В 2014 году ГБС РАН столкнулся с переменами по реструктуризации территории, которые повлекли изменения не только функции ботанического сада, но и поставили под вопрос его существование как научно-исследовательского центра. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы совместно с отечественными и западными специалистами заявили о стратегии развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры для формирования культуры перемещения по городу и составили план развития велоструктуры на 6 лет (Департамент транспорта и развития дорожно- транспортной инфраструктуры г. Москвы; официальный сайт: http://dt.mos.ru/projects/bicycle- pedestrian-space/, 2016).

      Связность и проницаемость городских пространств важная часть этой программы. Таким образом в Москве появилось 250 км велосипедной сети. ГБС РАН автоматически попал под эту программу без предварительных исследований, как обычный парк. Территория ботанического сада является не только рекреационной, но и территорией специального назначения (ГОСТ 28329-89), т.е. прежде всего должна использоваться в научных, эстетических и просветительских целях. Этот аспект при введении на территории ГБС РАН велосипедного движения проигнорировали. Усугубляет ситуацию тот факт, что границы территории со стороны ВДНХ открыли для постоянного доступа и круглосуточно. В ботаническом саду разметили велосипедные дорожки, по периметру границ открылось 10 станций проката велосипедов (Велобайк. Сеть велопроката в Москве. http://velobike.ru/about/news 1/,2016).

      Интересно рассмотреть мировой опыт ботанических садов в отношении велосипедного движения по их территориям. В ботаническом саду г. Чикаго разработан специальный маршрут для велосипедистов. Он проходит через различные экспозиции: заболоченные и лесные, особенная гордость территории с посадками душистых роз, лилий и гераней. Разрешенная скорость 8 миль/час, велосипедистов пускают с 8 утра до заката солнца, удобно расположены точки аренды велосипедов. Посетители с домашними животными, а также посетители на роликах и скейтбордисты не допускаются (Chicago Botanical Garden, 2019).

      Австралийский Ботанический сад горы Аннан (The Australian Botanic Garden Mount Annan, 416 га) расположен в холмистой местности, в пригороде Сиднея. Виды рекреаций различны, но ключевая активность - велосипедная. Трасса протяженностью 20 км, вход и въезд бесплатный с 2011 года, в часы работы сада, не круглосуточно. Если нет велосипеда, существуют точки аренды велосипедов (Австралийский ботанический сад горы Аннан, 2019)

      В Ботаническом саду Нью-Йорка (NYBG, 2018) при стоимости входного билета - 20-25 долларов запрещены любые спортивные игры, включая те, в которых используется мяч, скейт или велосипед.

      В Королевском ботаническом саду Кью площадью 71 га, чтобы защитить экспонируемые растения не разрешено использование велосипедов, скутеров, запрещаются игры в мяч и лазанье по деревьям (Royal Botanic Gardens Kew, 2019).

      В Канаде в Королевских Ботанических садах в Онтарио (RBG - самый крупный сад в Канаде, 992 га) также запрещено использование велосипедов, скутеров и скейтбордов при высокой стоимости входного билета) (https://www.rbg.ca, 2019)

      Все эти запреты прописаны в правилах посещения ботанических садов и неукоснительно соблюдаются под надзором администрации и охраны.

      Несмотря на то, что существует разный организационный подход к вопросу велосипедного движения в ботанических садах, везде, где велосипедисты допускаются на территорию, их движение строго регламентируется.

      В нашем исследовании использовались методика социологических опросов, подсчеты рекреантов в дни пиковых нагрузок, математико-статистические методы, метод ландшафтно­визуального и сравнительного анализа.

      Ландшафтно-визуальный анализ дорожной сети в целом и велосипедных дорожек в частности в ГБС РАН показал, что велосипедные дорожки проложены в пределах некоторых существующих асфальтовых дорог, без учета их ширины. Дорожки не связаны между собой и предполагают при минимальной ширине движение в обе стороны. Знаков, разметки и указателей, регламентирующих велосипедное движение - нет. Например, велосипедная дорожка, выделенная на центральной аллее дендрария, где находится основная часть пешеходов, подразумевает движение велосипедистов в обе стороны, мешая движению пешеходов, родителей с детскими колясками. А выделение велодорожки на пути от центральной аллеи дендрария к саду непрерывного цветения, при общей ширине 1,5 м, оставила пешеходам всего 50 см для прохода. Отмечено общее хаотичное движение на велосипедах в разных частях сада, даже там, где разметки велодорожек нет.

      Исследования рекреационной нагрузки на существующую дорожно-тропиночную сеть в ГБС РАН проводились до внедрения вело-инфраструктуры. Анализ потока посетителей показал, что преимущественно это женщины 61%, род деятельности - пенсионеры (23%), домохозяйки (15%), студенты (5%), педагоги (5%) и другие. Респонденты посещали ботанический сад преимущественно раз в неделю (41%), ежедневно (25%). Наиболее посещаемыми участками оказались центральная аллея (39,1%), партерная часть лабораторного корпуса (22,2 %), японский сад (15%). Социологический опрос показал, что 51% пеших посетителей не согласны были делить существующие пешеходные дорожки с велосипедистами (Терентьева, 2011; Санаева, Кутьева, 2015)

      Наши натурные обследования первого этапа проводились в выходные дни с сентября по октябрь 2016 г. Они подтвердили, что посетителями являются преимущественно пенсионеры, женщины с колясками и семьи с детьми, что подтверждает исследования Терентьевой Е.М. в 2010 году. Пешеходы и велосипедисты сконцентрированы в зоне центральной аллеи (65%) и вокруг пруда в партерной части лабораторного корпуса (30%).

      Несмотря на то, что велосипедистов на дорогах ГБС РАН в 10 раз меньше, чем пеших посетителей, они движутся с высокой скоростью, представляя определенную опасность как для пешеходов, так и для коллекций растений.

      Опрос ряда велосипедистов и пешеходов на территории ГБС РАН показал, что обе стороны крайне недовольны присутствием друг друга на одних и тех же дорогах.

      Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук - это государственное бюджетное учреждение науки Федерального агентства научных организаций России. Проектированием территорий сада на протяжении его 70-летней историей занимались выдающиеся архитекторы и ученые такие как Коржев М.П., Прохорова М.И., Петров И.М., Розенберг Л.Е., Щусев А.В., Лапин П.И. и другие. Каждый этап проектирования экспозиций проходил через глубокий анализ ситуации, обосновывался и согласовывался. В случае введения велосипедного движения этого не происходило. В результате ГБС РАН в лице велосипедистов приобрел дополнительно группу визитеров, которых не интересует ни научная наполненность ботанических экспозиций, ни примеры использования растений в ландшафтных экспозициях, ни экскурсионная деятельность на территории сада. При существующем варианте велосипедно-пешеходного движения существенно снижены безопасность посетителей, и как результат, меняется общественное мнение в сторону негатива, а ботанический сад не может полноценно выполнять свои просветительные функции.

      В настоящее время вопрос о прекращении доступа велосипедистов на территорию не стоит, но подразумевает разработку проекта вело-движения по территории ботанического сада с учетом пересмотра дорожно-тропиночной системы и расчетов рекреационных нагрузок для удовлетворения потребностей населения и реализации основных задач ГБС РАН.

      Выводы

      С учетом вышеизложенного сделаем выводы, что наступила крайняя необходимость:

      - провести масштабные рекреационные исследования на территории ГБС РАН;

      - провести архитектурно-планировочную организацию дорожно-транспортной сети с учетом существующих и будущих нагрузок;

      - выделить маршруты для разных типов посетителей и их потребностей;

      - обустроить территорию необходимыми разметками, знаками, малыми архитектурными формами, элементами инженерного оборудования, включая освещение.

      При этом необходимо сохранить научную специфику и историческую суть ГБС РАН, используя положительный накопленный мировой опыт альтернативных садов, не перегрузить и не превратить его в городской парк.

      Литература

      1.Австралийский ботанический сад горы Аннан. (https://www.australianbotanicgarden.com.au/Visit/Things-to- Do-SeeZMountain-Bike-Track) (дата обращения - 05.11.2019).

      2.Барановская О.И. Проблемы развития Велосипедной инфраструктуры в современном городе // Международная научно-практическая конференция «Интеграция отечественной науки в мировую: структурные преобразования и перспективные направления развития». - Санкт-Петербург, 2016. - С. 8-11.

      3.Велобайк. Сеть велопроката в Москве, (http://velobike.ru/about/newsl/) (дата обращения - 04.11.2016).

      4.Главный ботанический сад им Н.В. Цицина РАН (ГБС РАН) (http://www.gbsad.ru) (дата обращения - 23.10.2019).

      5.Голосова Е.В. О принципах ландшафтно-архитектурной организации, истории и перспективах развития ГБС РАН // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. 2015, № 5. - С.88-93.

      6.Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы. (http://dt.mos.ru/projects/bicycle-pedestrian-space/) (дата обращения - 04.11.2016).

      7.Капилевич Л.В., Карвунис Ю.А. Рекреационно-оздоровительный и экскурсионный потенциал велосипедных городских прогулок // Вестник Томского государственного университета. 2013, № 370. - С. МО- 143.

      8.Кирсанов С. Велосипед - Городской транспорт будущего // Самоуправление. 2011, № 12. - С. 38-39.

      9.Кузеванов В.Я., Губий Е.В., Сизых С.В. Ботанические сады как ресурсы для социально-экономического развития // Baikal Research Journal. 2010, № 5. - С. 313-324.

      10.Ландшафтная архитектура Главного Ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН. История и перспективы. К 70-летию со дня образования // Голосова Е.В. и др. - М.: КМК, 2015. - 199 с.

      11.Портал открытых данных Правительства Москвы. (http://data.mos.ru/opendata/897/description?versionNumber=3&releaseNumber=2) (дата обращения - 10.10.2016).

      12.Префектура Северо-восточного административного округа, (http://svao.mos.ru/district/reference- information/#l) (дата обращения - 11.11.2016).

      13.Протяженность велодорожек. Исследования для Москвы // Официальный сайт мэра Москвы. (https://www.mos.ru/city/progress/rates/id/trans) (дата обращения - 09.10.2016).

      14.Санаева Т.С., Кутъева Е.В. Исследование рекреационной активности на территории ботанического сада имени Н.В. Цицина Российской Академии наук в условиях Интенсивного развития прилегающих городских кварталов. // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2015, № 1. - С. 121- 126.

      15.Терентьева Е.М. Роль социологических опросов в исследование рекреационной нагрузки на территории ботанических садов // Тезисы докладов III Международной научной конференции «Ландшафтная архитектура в ботанических садах дендропарках». - Киев, 2011. - С. 405-409.

      16.Тихонова Т.П. Хлыстунова А.В. Некоторые вопросы социально-экономической эффективности велодвижения в крупных городах // Известия Юго-Западного государственного университета. 2015, 6 (63). - С.76-80.

      17.Chicago Botanical Garden, (http://www.chicagobotanic.org/visit/biking) (дата обращения - 5.11.2019).

      18.NYBG (http://www.nybg.org/visit/directions.php) (дата обращения - 05.11.2019).

      19.Royal Botanical Gardens (RBG) (https://www.rbg.ca/) (дата обращения - 05.11.2019).

      20.Royal Botanic Garden (http://www.kew.org/visit-wakehurst/plan-your-visit/exploring-wakehurst- children#Bicycles) (дата обращения - 05.11.2019).

      Хотим поблагодарить главного редактора Голосову Елену Владимировну и издателя «РОО МОЛА» за включение публикации в Международный научный журнал "Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации". Искренне рады быть частью научного исследования и развития ландшафтной архитектуры

      • Комментарии
      Загрузка комментариев...
      Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по проекту
      Задать вопрос

      Назад к списку Следующий проект
      © 2023 >Юлия Наместникова. Все права защищены.
      Версия для печати
      Наши контакты

      +7 (925) 360-09-95
      info@namestnikova.ru
      МО, г. Химки, Куркинское шоссе, стр. 2, БЦ «Аэросити»
      Оставайтесь на связи